FAQты
Автобиография
О голосе
Роли Александра Маракулина
Прямая речь
ЧуМа

 

О ГОЛОСЕ

 

Баритон (итал. Baritono, от греч. barutonox – низкозвучащий) – мужской голос, по высоте средний между басом и тенором.

 

Диапазон – Aas1 (ля большой октавы – ля бемоль первой октавы). В хоровой практике диапазон Af1 (ля большой октавы – фа первой октавы).

 

Частотный диапазон – Гц 100 – 400;

Волновой диапазон – 342 – 86.*

 

Различают лирический баритон и драматический баритон. Лирический близок к драматическому тенору, более мягкий и подвижный. Драматический близок басу, более мужественный и сильный. Впрочем, различия эти не столь велики, и каждый певец выбирает себе те партии, которые ему больше подходят по голосу, и иногда в его репертуаре оказываются партии и для лирического, и для драматического баритона.

 

Партия баритона нотируется в басовом или скрипичном ключе (этот ключ применяется главным образом для отдельных сольных партий). В старинных хоровых произведениях партия баритона записывалась в баритоновых ключах.


Баритон считается самым распространенным мужским голосом, но в силу некоторых особенностей развития оперного искусства (прежде всего в Италии) не получил столь широкую известность, которая выпала тенорам.**

В XX веке самыми известными баритонами были: Тито Гобби (Tito Gobbi), Титта Руффо (Titta Ruffo), Джузеппе Таддеи (Giuseppe Taddei).

 

Из русских баритонов нужно упомянуть Пантелеймона Норцова, Павла Лисициана, Юрия Мазурока, Александра Ворошило, Сергея Лейферкуса, Дмитрия Хворостовского, Альберта Шагидуллина.

 

Баритоны, прославившиеся на советской эстраде: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль.

 

Александр Маракулин - обладатель красивого ярко окрашенного баритона. Рабочий диапазон Aa1 (то есть ля большой октавы – ля первой, как в партии Фролло в мюзикле «Нотр - Дам де Пари»). Его голос звучит мощно и чисто в любом регистре. Прекрасная фразировка, выразительность, богатые модуляции и музыкальный драматизм создают эффект «вокального театра». В его пении звук и слово неразрывно связаны, это не просто красота звучания голоса, это умение сообщить слову и звуку силу и эмоцию, умение «вокального жеста».

 

Педагоги АМ по вокалу: тенор Виктор Пищаев (ГИТИС), альт Наталья Трихлеб (театр «Летучая мышь», «Нотр-Дам де Пари»).

 

Ниже приведены некоторые партии, написанные для баритона, из опер и мюзиклов.

 

Партии для баритона в оперных произведениях:

 

граф Альмавива

«Свадьба Фигаро», Моцарт

 

Фигаро

«Севильский цирюльник», Россини

 

Риголетто

«Риголетто», Верди

 

Амонасро

«Аида», Верди

 

Дон Жуан

«Дон Жуан», Моцарт

 

Тонио

«Паяцы», Леонкавалло

 

Эскамильо

«Кармен», Бизе

 

Евгений Онегин

«Евгений Онегин», Чайковский

 

Демон

«Демон», Рубинштейн

 

Князь Игорь 

«Князь Игорь», Бородин

 

Партии для баритона в мюзиклах:

 

Профессор Хиггинс 

«My Fair Lady»

 

Томми Олбрайт

Brigadoon

 

Капитан фон Трапп

«The Sound of Music»

 

Дон Кихот

«Man of La Mancha»

 

Керли и Джад Фрай

«Oklahoma!»

 

Тевье

«Fiddler on the Roof»

 

Артур и Ланселот

«Camelot»

 

Эмиль

«South Pacific»

 

Король

«King and I»

 

Понтий Пилат и Ирод

«JCS»

 

Инженер

«Miss Saigon»

 

Жавер и Анжольрас

«Les Misèrables»

 

Фэйгин

«Oliver!»

 

* Значения диапазонов частот и длин звуковых волн округлены и даны для температуры воздуха + 20С.

 

** Впрочем, и тенора когда-то были мало употребительны в опере. Так, в конце XVII – начале XVIII веков существовало  предубеждение против теноров и басов. Тенорам отдавались партии стариков, а басы были своего рода «спецэффектами» в оперных спектаклях. В опере Моцарта «Идоменей» бас исполняет пророчество Нептуна. Вообще же, в это время 70% певцов были кастратами, и арии для главных действующих лиц писались исходя из особенностей голосов.

 

Литература: Музыкальный энциклопедический справочник (М., 1990, «Советская Энциклопедия»); Большой Энциклопедический словарь (М., 1985, «Советская энциклопедия»); Э. Хэриот. «Кастраты в опере», 2001, изд. «Классика-XXI»;, Генри У. Саймон, А.. Майкапар  «100 великих опер» (М., 1998, «Крон-Пресс»).

 

 

Материал подготовила Наталья Заика aka bernerdog

при участии Марины Мишиной и посетителей форума musicals.ru

Яндекс цитирования Все о мюзиклах

© Marakulin.Musicals.Ru 2003-2010 | О проекте | Обратная связь


Театральная Афиша - репертуар театров, заказ билетов